Теория для практиков

Как играть аккорды с баррэ по всему грифу, зная всего 5 аппликатур

Для тех, кто занимается «съемом» музыки на слух, созданием собственных аранжировок или пишет свою музыку.

В этой статье рассматривается принцип построения аккордов с баррэ. Это исключительно теоретический материал, но это теория для практиков. Это те знания которыми вы будете активно пользоваться когда будете «снимать» музыку на слух, делать собственные аранжировки, писать свою музыку и так далее.

Можно ли обойтись без этого? Теоретически можно. Можно выучить все аккорды с баррэ, а это порядка сотни аппликатур. Или, как вариант, всегда можно посмотреть в интернете. Так?

Только в первом случае, те аккорды, которыми вы будете редко пользоваться — быстро забудутся. А интернет не всегда доступен. Да и неудобно это — за каждой аппликатурой лезть в интернет. Приходится тратить много времени и внимания.

Как построить любой аккорд с баррэ

Аккорды с баррэ не являются каким-то обособленным элементом. Они на прямую связаны с, уже знакомыми вам, аккордами в открытой позиции.

Сравните аппликатуру, я надеюсь, знакомого вам «открытого» аккорда E с аппликатурой аккорда с баррэ F.

Общность аппликатур аккордов E и F

Общность аппликатур аккордов E и F

Если не привязываться к положению на грифе, то аппликатуры почти одинаковые — разница лишь в том, что там где у аккорда F барре, у E — верхний порожек гитары.

Вот еще примеры общности аппликатур открытых аккордов в аккордами с барре.

Общность аппликатур аккордов Am и Cm

Общность аппликатур аккордов Am и Cm

Чтобы построить любой аккорд с баррэ нужно знать 3 параметра: тоника аккорда (основная нота), наклонение аккорда и положение основной ноты на грифе гитары.

Теперь подробно разбираем по пунктам

Тоника аккорда

Тоника — самая низкая нота в аккорде. По этой ноте и называют аккорды.

До, Ре, Ми, Фа — привычные для нас названия нот. Для именования аккордов используется латиница.

Соответствие традиционных названий нот и латиницы

Cоответствия названий нот и аккордов.

Посмотрим на примерах: аккорд E — тоника нота Ми, аккорд A — тоника нота Ля, Аккорд С — нота До.

Наклонение аккорда — мажор или минор

От каждой из 12 нот можно построить мажорный или минорный аккорд.

Соответствие нот и мажорных и минорных аккордов

Соответствие нот и мажорных и минорных аккордов

За наклонение аккорда, то есть минорный или мажорный аккорд, отвечает аппликатура.

Аппликатура мажора и минора для ноты Ми

Аппликатура мажора и минора для ноты Ми

Для построения мажорных аккордов используются аппликатуры аккордов E, A, C.
Для минорных — Em, Am.

Ноты на грифе гитары

Каждая нота повторяется на грифе несколько раз. Для построения аккордов нас интересуют только ноты расположенные на басовых струнах гитары, то есть на 6, 5 струнах.

Расположение нот на грифе гитары

Расположение нот на грифе гитары

В зависимости от того, на какой струне находится нужная нота — используется своя аппликатура.

Если нота баса на 6 струне, то для мажорных аккордов используем аппликатуру аккорда E, для минорных аккордов — аппликатуту Em

Аппликатура для построения минорных и мажорных аккордов с басом на 6 струне

Аппликатура для построения минорных и мажорных аккордов с басом на 6 струне

Если нота баса (тоника) аккорда, который нужно взять, на 5 струне, то для мажорных аккордов используется аппликатура аккордов A или C, для минорных — аппликатуру аккорда Am.

Аппликатура для построения минорных и мажорных аккордов с басом на 5 струне

Аппликатура для построения минорных и мажорных аккордов с басом на 6 струне

Примеры построения аккордов с баррэ

Построения аккордов с тоникой на шестой струне. Возьмем аккорд E. Нота Ми (E) — открытая 6 струна.

Теперь если мы весь этот аккорд передвинем на один лад вправо, а вместо верхнего порожка поставим барре — аппликатура останется той же, но положение главного звука изменится — бас теперь нота F. Мы получим аккорд F (фа мажор). Дотащите эту аппликатуру до 3 лада, чтобы барре было на 3 ладу, и вы получите аккорд G.

Пример построения мажорных аккордов с басом на 6 струне

Строим аккорды с басом на шестой струне

Построения аккордов с тоникой на пятой струне. Пример того как аккорд Am в открытой позиции превращается в аккорд Cm с барре.

Построение аккорда Cm

Построение аккорда Cm

Построения аккордов с аппликатурой аккорда C. Эту аппликатуру мы используем для построения аккордов с тоникой на пятой струне, но у этого аккорда есть особенность — тоника аккорда с барре аккорда будет не под указательным пальцем, а под мизинцем.

Пример построения мажорных аккордов с басом на 5 струне - аппликатура C

Мажорных аккордов с басом на 5 струне — аппликатура C

Посмотрим еще один пример. Допустим вам нужна аппликатура аккорда Ми мажор на 7 ладу. Каждая нота встречается на грифе несколько раз. И поэтому, для каждой ноты можно построить несколько аппликатур мажорного или минорного аккорда. Посмотрим, как это выглядит в жизни.

Нота Ми на грифе гитары

Нота Ми на грифе гитары

На 7 ладу нота Ми находится на 5 струне, значит будем использовать аппликатуру аккорда A или C

Аппликатура аккорда E на 7 ладу

Ми мажор в открытой позиции и с барре на 7 ладу

Когда использовать аппликатуру A, а когда С? Нет никакой разницы. Это исключительно вопрос вашего удобства. Я чаще использую аппликатуру от C — мне так удобнее.

При помощи барре можно брать по всему грифу любой из известных вам уже открытых аккордов, но иногда это аппликатурно неудобно — потребует слишком большой растяжки пальцев.

Поэтому не все аппликатуры аккордов в открытой позиции используются для их же использования с барре.

На практике используют аппликатуры открытых аккордов E, Em, A, Am, C.

наверх
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности