Как разнообразить бой на гитаре

Теория для практиков

Как разнообразить бой на гитаре

Теоретическая основа для вашего творчества

Обратите внимание!
Бой – способ создания ритма на гитаре, а укулеле это тоже гитара, поэтому принципы создания ритма для них одинаковые.

Если задать зарос в поиске “Варианты боя на гитаре”, то найдется ряд материалов, в которых вам предложат около 10-15 видов боя. Вы можете выучить их остановиться на этом. Но если хочется творчески подойти к игре на гитаре, не хочется заполнять голову какими-то схемами, в которых постоянно возникает путаница, то можно разобраться с тем, как самостоятельно создавать бои. Так вы здорово облегчите себе жизнь. 🙂

Зачем уметь самостоятельно строить бои?

В жизни гитариста есть много случаев, когда это бывает полезно:

  • Разнообразить собственную игру, чтобы все песни не звучали однообразно.
    Если человек умеет играть 10 песен и все они сыграны боем “шестерка”, то звучать они будут подозрительно похоже. Это легко исправить – заменить бой. Бой – способ создать ритм, не бывает песен, которые можно сыграть только таким боем и больше никак. Есть ограничения – размер песни, если бой не впишется в размер песни, то у вас просто получится другая песня на те же аккорды. Но в пределах одного размера бои, для конкретной песни, можно менять.
  • Создание динамики в песне.
    В одной песне можно использовать 2 разных боя одного размера для создания динамики. Например, куплет можно сыграть более разреженным боем, а в припеве использовать насыщенный и драйвовый бой. Гитаристу нужно уметь удерживать внимание слушателя, изменение динамики внутри песни – отличный способ это сделать.
  • Сыграть песню, чтобы было похоже на оригинал.
    Если вы понимаете как строятся ритмы, то сможете “на слух” подобрать бой, который создаете наиболее близкое звучание. Создать 100% сходство не получится, но сыграть “очень похоже” – можно.
  • Сделать свой кавер на известную песню и придать ей авторское звучание.
    На слушателе всегда можно произвести впечатление, если сыграть привычную песню в авторской подаче – достаточно просто это можно сделать, подобрав необычный бой.
  • Избежать ситуаций, когда хотели что-то сыграть, но забыли бой или не получается сыграть конкретный бой.
    Если выучить бой как комбинацию вниз-вниз-вверх-вниз… и т.д., то такой бой легко забываетсясо временем, кроме того, его и вывучить достаточно сложно, потому что возникает путаница в последовательности ударов. Но если вы знаете как “сочинить” собственный бой, то сложностей у вас не возникнет – в нужный момент вы составите новый ритм и сыграете.

Что такое бой и как его разнообразить

Бой – последовательность из ударов по струнам вниз и вверха также пропусков ударов, когда рука пролетает над струнами, но не задевает их. Большинство песен – приблизительно 85% – написаны в размере 4/4 (8/8) и в пишутся в стандартную серку на 8 событий: 1 и 2 и 3 и 4. Поэтому дальше будем разбираться на примере этой сетки боя.

Базовая сетка боя на 8 событий

Базовая сетка боя на 8 событий

Эти 8 ударов – уже бой, им можно сыграть песню. Но из-за слишком равномерной структуры – очень скучный. Разнообразить его можно за счет пропуска некоторых ударов, добавления акцентов: глушения некоторых ударов, замена каких-то ударов на игру только басовой струны, игра баса с боем одновременно.

Начнем с самого простого – добавления пропусков. Так мы создадим интересную структуру, к которой можно, при желании, добавить акцентов.

Бой с пропуском одного удара

Вы можете пропустить любой из ударов, кроме первого. Первый удар – начало цикла боя, к нему часто будет привязана смена аккорда, поэтому, чтобы не путаться – первый удар вниз мы всегда будем сохранять. Например, пропустим второй удар – удар “вниз”.

Бой с пропуском второго удара вниз

Бой с пропуском второго удара вниз

Вот так просто мы получили более живой и интересный ритм.

Обратите внимание!
Пропуск удара – это пауза. Ее длительность равна времени, которое вы затрачиваете на удар по струнам. При правильной игре боем, ваша рука должна непрерывно двигаться вниз-вверх-вниз-вверх, непрерывность движений поможет сделать ваш бой равномерным, а рука сама “отмерит” время необходимое для пропуска удара.

Вы можете пропускать любые удары и легко получать новые бои.

Бой с пропуском 2 любых ударов

Самыйраспространенный способ создания ритмов пропустить 2 удара. Это добавить ритму больше фактуры. Напоминаем, мы можем пропускать любые удары, кроме удара на счет 1.

Бой с пропуском двух ударов

Бой с пропуском двух ударов

А если пропустить первый удар вверх и третий вниз, то получим самый популярный бой – “шестерка”

Бой Шестерка

Бой “Шестерка”

Можно пропустить 2 удара подряд, тогда мы получим более выразительную паузу.

Бой с пропуском 2 ударов подряд

Бой с пропуском двух ударов подряд

Пропуск 3 ударов и больше

Вы можете пропустить любое количество ударов: 3, 4, 5 и т.д.

Сильно увлекаться этим не стоит, особенно, если пропуски идут подряд. Потому что может получитьсы слишком скучный и разреженный ритм. Большое количество пропусков может быть полезно, но об этом мы поговорим немного дальше.

Миксование разных боев

В некоторых песнях аккорд будет меняться не на каждый цикл боя, а звучать 2 или даже 3 цикла. Например, в песнях Басты “Сансара”, “Кукушке” Цоя, часть аккордов звучит по 2 цикла боя. Можно играть 2 одинаковых цикла, а можно создать сложную структуру и взять 2 боя с разной структурой и объединить. Оригинальный бой к песне “Сансара” выглядит так:

Бой к Сансаре

Оригинальный бой к песне Басты “Сансара”

Бой к Кукушке в аранжировке для Полины Гагариной

Бой к “Кукушке” в аранжировке для Полины Гагариной

Обратите внимание, что во втором цикле обоих боев пропуск сделан на 1. Так можно делать, потому что продолжает звучать один аккорд.

Работа с ритмом на практике

Давайте посмотрим как все это будет работать на практике.

  • Вам нужно разнообразить собственную игру или вы забыли бой.
    В начале мы упомянули такое понятие как размер – это то, как нам удобно будет считать смену событий. В большинстве случаев счет будет либо кратен 2, либо 3. Двум будут краты все марши и 85% музыки, которую мы обычно слушаем. Трем будут кратны вальсы: 1-2-3, 1-2-3… Счет на 3 встречается гораздо реже, часто его используют в бардовской песне. Бывают еще сложные размеры где используется комбинация размеров, но это встречается на столько редко, что не стоит обсуждать. Все бои, о который мы писали выше, кратны 2, поэтому они взаимозаменяемы. Это значит, что если песню играют боем “Шестерка”, то ее можно сыграть любым боем, на 8 событий. Попробуйте сыграть любую песню, которую вы знаете каждым из этих боев, звучать будет немного по-разному, но песня будет все та же :).
                    Варианты замены для боя Шестерка            

    Варианты замены для боя Шестерка

  • Создание днамики в песне.
    Если песня от начала до конца звучит слишком насыщенно или наоборот слишком медленно и плавно – слушатель привыкает и его внимание рассеивается. Даже в одну гитару можно сыграть захватывающе, при этом не обязательно быть супер-профессоналом. Сыграйте куплет разреженым боем, а в припеве уменьшите количество пропусков, сделав бой более насыщенным и ярким. Вы можете даже заменить ритм в куплете с боя на перебор – так вы сможете сделать еще больший акцент на припев.
  • Когда не получается быстро переставлять аккорды и из-за этого получаются паузы.
    Вы можете сделать пропуск на “и” после 4 и получить небольшой запас времени, чтобы сменить аккорд. Эта пауза станет естественной частью ритма и не будет резать слух.
  • Не получается петь под гитару – сбивается ритм.
    У начинающих гитаристов ингда возникают сложности с пением под гитару потому, что объема внимания может нахватать, чтобы и петь и играть ровно нужный ритм. В этом случае можно временно использовать упрощенный ритм – пропустить все удары вверх. Такой бой несложно играть, он не требует к себе большого внимания, и поможет вовремя переставлять аккорды и выдерживать равномерный ритм. Под него уже можно будет спеть. Когда начнет получаться легко петь под такой ритм, можно наполнить его нужными событиями – ударами вверх – для интересного звучания.
    Бой с пропуском всех ударов вверх

    Бой с пропуском всех ударов вверх

  • Выше мы показали примеры сложных 2-тактовых боев, звучат такие бои интересно, но начинающему гитаристу может быть сложно сыграть такой бой, поэтому мы можем пойти обратным путем – заменить сложный 2-тактовый бой, на 2 такта с одинаковой структурой. К примеру сыграть 2 такта боем Шестерка или любым другим, который вы придумаете сами.
    упрощение 2-циклового боя - 2 раза играем Шестерку

    Упрощение 2-циклового боя – 2 раза играем “Шестерку”

Попробуйте создать несколько собственных ритмов. Это увлекательно и интересно!

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять