Начинающему гитаристу
Как быстро научиться играть бой
Алгоритм игры любого боя на 6-стунной гитаре и укулеле
Обратите внимание!
Все о чем мы расскажем в этой статье подойдет и для игры боем на гитаре и на укулеле. Бой — способ создания ритма на гитаре, а укулеле это тоже гитара, хотя и маленькая 🙂
Вниз-вниз-вверх-вниз-вверх-вверх… или так вниз-вверх-вниз-вниз-вверх-вниз. Так обычно описывают схему игры боя. В разборах песен и статьях вы найдете приблизительно такие схемы к боям:
Схемы боя в интернете
Эти схемы и описания сложно запомнить и еще сложнее сыграть, потому что постоянно возникает путаница в последовательности ударов.
Есть простой способ быстро научиться играть любой бой, кроме того, этот способ позволит не только быстро сыграть, но и легко запомнить любой бой.
Как сделать схему боя понятной и легко запомнить
В самом простом варианте, бой — это последовательные удары вниз и вверх. Схематически это будет выглядеть так:
Простой бой из 4 ударов вниз и 4 ударов вверх
Этим боем можно сыграть большинство песен, он очень простой и его легко запомнить. Но есть нюанс — из-за слишком однородной структуры легко запутаться и сменить аккорд не вовремя. Это часто бывает причиной того, что гитарист не может петь под свой аккомпанемент.
Чтобы исправить ситуацию, добавим ясности в наш простой бой — пронумеруем все удары вниз цифрами «1», «2», «3», «4», а удары вниз обозначим буквой «и».
Простой бой со счетом
Теперь мы можем прочитать наш ритм как стишок: one-и-two-и-three-и-four-и. Мы получили один цикл боя (такт). Чаще всего смена аккордов в песнях происходит по тактам, например в начале каждого такта или в каждом втором такте. Если смена аккорда в песне, которую вы хотите сыграть, происходит каждый такт, то вы можете во время игры проговаривать «1-и-2-и-3-и-4-и», и после этого менять аккорд. Если аккорды играются по 2 такта, то вам нужно сыграть два цикла 1-и-2-и-3-и-4-и + 1-и-2-и-3-и-4-и. Так мы добьемся ровности в нашем аккомпанементе, а это станет очень важно, когда вы будете петь под свою гитару.
Обратите внимание!
Считать цифры нужно именно по-английски, потому что в слове «четыре» слогов больше, чем событий, которое обозначает слово. «four» — более удачный вариант, потому что на одно событие, то есть удар вниз, приходится один слог. Это очень важно, потому что ритм — определяет смену событий, он должен быть ровным и четким.
Теперь попробуйте сыграть этот бой. Эти 3 простых шага помогут вам быстро научиться играть боем. Алгоритм действий из этого упражнения подойдет к любым боям.
Упражнение №1
Чтобы быстро научиться играть бой и не запутаться, действуйте по следующему алгоритму:
- Любую схему нужно привести к виду, где прописан счет, все удары и пропуски, если они есть. На листе бумаги напишите 1 и 2 и 3 и 4 и. Над каждой цифрой нарисуйте стрелку вниз, над каждым «и» — стрелку вверх. Вы получили базовую сетку боя, на ней вы будете размечать ритм, с которым работаете в данный момент.
- Несколько раз проговорите в слух ритм, который у вас получился. У вас должен получиться бодрый стишок, делайте голосом ударение на каждую цифру. Помогите себе кивками головы: на 1 киваете на «и» поднимаете голову, на 2 киваете и т.д. Если удар пропущен — вы продолжаете кивками отмерять ритм, но не проговариваете этот пропуск.
- Попробуйте сыграть бой, но продолжайте проговаривать ритм и кивать под него первые 5-6 циклов, или пока не получите ровный ритм. Играйте просто по всем струнам, если очень хочется — можно взять аккорд Em на гитаре, на укулеле возьмите Am или C. Сыграйте несколько циклов боя, ваша задача получить как можно более равномерные удары. В этом вам поможет проговаривание ритма и кивки.
В нашем бое нет пропусков, поэтому нам пока ничего исправлять не нужно. Для базовой сетки боя стишок ритма будет звучать так: one-и-two-и-three-и-four-и. Не пропускайтте второй этап с проговариванием ритма, это поможет вам не путаться, когда вы начнете играть. Самая распространеная ошибка: скорее взять инструмент и начать играть. Не надо так делать!
Обратите внимание!
Считать нужно именно в слух. Это очень помогает понять ритм и быстро начать его играть. Счет «про себя» не дает нужных результатов. Это проверено нашими учениками!
Поздравляю! Вы сыграли свой первый бой. Если у вас получается переставлять аккорды без задержек, попробуйте сыграть какую-нибудь песенку. Даже если обычно ее играют перебором — сыграйте боем. Так можно. 🙂
Как внести разнообразие в «скучный» бой
Возможно, вы заметили, что этот бой звучит немного скучно. Это легко исправить. Чтобы сделать бой более интересным, мы пропустим некоторые удары. Пропустим удар на счет 2 и получим вот такую схему:
Бой с пропуском второго удара вниз
То есть, мы не бьем по струнам на счет «two», а просто проносим руку над струнами.
Задание для тренировки:
Попробуйте сыграть этот бой по алгоритму из упражнения №1.
Обратите внимание!
В упражнении №1 мы проговаривали все события: 1 и 2 и 3 и 4 и, но в этом бое пропущен удар на счет 2, этому «two» мы не произносим. Проговаривать нужно только то, что будем играть! Для данного боя мы получаем такой стишок: 1 и __ и 3 и 4 и. На месте прочерка мы делаем паузу. Она длится столько времени, сколько нужно на удар по струнам. Это время отмеряет ваша рука, которая непрерывно движется вниз-вверх. Пропуск удара — это такое же событие, как и удар, поэтому его нельзя игнорировать. Именно эти пропуски делают наш бой ритмичным.
Вы можете создавать собственные бои, пропуская разные удары. Пропусков может быть разное количество. Но для начала попробуйте поиграть бой с одним или двумя пропусками, позже можно будет поэкспериментировать. Самый известный бой с 2 пропусками — «шестерка», с ним будем разбираться дальше.
Как быстро научиться играть бой «Шестерка»
Как я говорил в самом начале, в интернете вы чаше всего встретите вот такие схемы боя:
Бой «Шестерка»
Это схема боя «Шестерка». Именно из-за таких схем и возникают сложности с разучиванием боев, потому что это просто куча движений, которые сложно запомнить. Хуже может быть только когда эту схему пытаются озвучить: «вниз-вниз-вверх-вверх-вниз-вверх».
Но мы можем внести ясности и системности в этот хаос и быстро научиться играть «шестерку».
Для начала вернем в схему боя недостающие события, чтобы понять сам ритм и правильно его проговорить.
Во время игры боем, рука движется как маятник: вниз-вверх-вниз и т.д. То есть, невозможно сделать 2 удара вниз, не вернув руку вверх, как нарисовано на схеме. Значит между двумя удара вниз пропущен удар вверх, то есть рука просто проносится над струнами, не задевая их.
Найдем в схеме пропущенные удары. 2 подряд удара вниз — тут пропущен удар вверх. Дальше идет два подряд удара вверх, тут такая же ситуация — пропущен удар вниз. Рисуем на листе схему, но пропущенные удары отмечаем прочерком. Потому что пропуск удара — важное событие, которое создает ритмический рисунок и придает красоту нашей игре.
Осталось пронумеровать все удары вниз и отметить буквой «и» удары вверх. Пропущенные удары мы не подписваем, чтобы в результате у нас получися правильный стишок.
Трансформация боя Шестерка
В результате мы получаем вот такую схему:
Бой «Шестерка» — правильная схема боя.
Следующий этап — нам нужно понять сам ритм, чтобы быстро его запомнить и начать играть. У нас получился такой стишок: 1 __ 2 и __ и 4 и. Начните проговаривать ритм, как описано во втором шаге Упражнения №1. И только после этого берите в руки гитару или укулеле и начинайте играть. Теперь у вас получится сыграть «Шестерку» легко и быстро!
Задание для тренировки:
Чтобы вы могли потренироваться, мы подготовили несколько схем боя, где пропущено по 2 события. Вам нужно найти пропущенные события, как мы это сделали в примере с боем «Шестерка», и сыграть эти бои. Правильные ответы вы найдете тут.
Бонусом за выполнение этого задания станет ваше умение играть разнообразные бои. Удачи!